7 февраля исполнилось 20 лет со дня принятия закона о защите прав потребителей. За этот период в него 15 раз вносились изменения и до полнения. Каждое из них улучшает положение потребителя.
В прошлом году был изменен перечень технически сложных товаров.
Теперь он охватывает почти все группы техники. Но есть и не совсем приятный момент. Если в течение 15 дней с момента покупки недостаток не был выявлен, то в дальнейшем потребитель вынужден будет соглашаться на ремонт.
Замначальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Елена Стрельникова рассказала, на что негодуют брянцы. В последнее время увеличилось количество жалоб на услуги общепита. Люди недовольны продуктами и уровнем обслуживания, иногда даже ущемляющим их права.
В центре города есть заведение, которое устанавливает платный вход якобы за лицензионное музыкальное сопровождение. Часто в ресторанах вводят в счет чаевые, что тоже является нарушением прав. Клиента обязаны об этом предупреждать еще на входе, а не ставить перед фактом. Летом было много жалоб, связанных с арендой банкетных залов. Люди заказывали банкеты, а потом по каким-то причинам отказывались от их проведения. И хотя времени оставалось еще много, владельцы заведений удерживали предварительную плату. Иногда это было три тысячи, а иногда и двадцать. Между тем закон предусматривает расторжение договора в любое время при условии оплаты фактически понесенных издержек. Если отказались за два месяца от банкета, издержек никаких быть не может и сумма должна быть возвращена полностью. Отказались за неделю, тут надо смотреть: может быть, по вашей заявке уже привезли какие-то продукты. Тогда придется выкупать. Если отказались в день проведения банкета, придется заплатить по полной программе.
— Увы, — сетует Елена Федоровна, — очень низок уровень потребительской грамотности населения. Зачастую, когда ведомство начинает разбираться с жалобой, выясняется, что потребители не имеют на руках договоров с продавцами услуг и товаров. Таковые должны быть в письменном виде. А если документа нет, сотрудники Роспотребнадзора не могут определить, о чем договаривались стороны, оценить условия. В таком случае рекомендуют обращаться в суд. Там эксперты выступят на стороне потребителя. В прошлом году они участвовали в 36 судебных заседаниях.
Журналисты не преминули получить консультацию у Елены Федоровны по своим собственным проблемам. У одной из коллег через месяц после покупки перестала работать электронная книга. Елена Федоровна советует в таких случаях писать заявление на предоставление аналогичного товара в трехдневный срок. «Если не дали, — говорит замначальника отдела защиты прав потребителей, — покупатель вправе ставить вопрос о расторжении договора купли/продажи и возврате денег. Если их не вернули, обращайтесь к нам. Пойдем в суд с имущественной претензией. Вы имеете право на выплату неустойки в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки. А поскольку здесь еще имеет место правонарушение, можете требовать возмещение морального ущерба, компенсацию услуг адвоката». Она привела такой пример. Люди купили обойный клей. Поклеили в квартире обои, которые спустя два дня отпали. Выяснилось, что клей был некачественный. Продавцу пришлось возместить стоимость клея, дорогих обоев и работу двух женщин, нанятых на поклейку. В общем не стесняйтесь жаловаться.
(газета «Брянский рабочий» от 2 марта 2012г; статья Артура Стабулниекса)
Комментарии закрыты.