По общему правилу пользоваться Законом «О защите прав потребителей» могут те граждане, которые приобретают товары или услуги у организаций и индивидуальных предпринимателей. Считается, что это профессиональные участники гражданских правоотношений и в отношении них законодатель устанавливает более высокие требования и ответсвенность.
Обратная ситуация, сделка с обычным гражданином, например, покупка товара на Авито. Вы купили телефон с рук, он вышел из строя, вы связываетесь с этим гражданином, он вас игнорирует, вы обращаетесь за помощью к нам, но помочь вам так, как при покупке телефона в магазине мы не можем. Закон «О защите прав потребителей» на вас не распространяется. Это не значит, что можно обманывать всех направо и налево, но это усложняет для вас возможность добиться справедливости, для подачи иска в суд, необходимо выяснить данные на ответчика, оплатить госпошлину, иск можно подать только по месту жительства продавца гражданина, все экспертизы обязаны оплачивать вы сами и т.д.
Но что делать, когда продавец не просто гражданин, а занимается продажами профессионально, но статуса ИП не имеет скорее формально, например, с целью уклонения от уплаты налогов. Ответ есть, в силу разъяснений данных Пленумом Верховного суда РФ в своем Постановлении №17 от 28.06.2012 г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (п.12) исходя из смысла пункта 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных пунктом первым данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.
Соответственно в суде нужно доказать, что гражданин профессионально, систематически занимается продажей товаров или оказанием услуг, и тогда иск можно подать по Закону «О защите прав потребителей». Например, продавец имеет сайт на котором выкладывает товары которые реализует, выкладывает объявления, дает рекламу и т.д.
Так было в нашем недавнем деле, объявления о сдаче недвижимости на черноморском побережье делает обычный гражданин, принимает предоплату на личную карту, договоров не составляет, ведет лишь интернет переписку, а в последующем отказывается эту предоплату возвращать. Такое дело, по взысканию денег мы выиграли накануне.
Как бы то ни было, в тонкостях потребительских вопросов вам всегда помогут разобраться наши юристы, горячая линия по защите прав потребителей в Брянске: 606-123.