Потребитель это гражданин, который использует товары для личных, семейных, домашних нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Т.е. потребителем не будет водитель грузовой фуры, запчасть которой вышла из строя, владелец офиса для которого был приобретен просевший диван или водитель такси телефон которого не работает с приложениями таксопарков. Логика здесь простая? Закон «О защите прав потребителей» защищает простых граждан, а не бизнес. Это не значит, что предприниматели не имеют право вернуть деньги за некачественную запчасть, диван или телефон. Могут, но не в рамках Закона «О защите прав потребителей», а в рамках норм Гражданского Кодекса РФ.
Такие предприниматели часто обращаются и к нам за помощью, однако мы сразу их предупреждаем, что наш Закон на них не распространяется.
Сейчас в юридических СМИ широко обсуждается дело главы многодетной семьи из Санкт-Петербурга, который приобрел трактор. За первый год эксплуатации трактор бы в ремонте 11 раз, требование о возврате денег в связи с его недостатками осталось без удовлетворения. В суде была проведена экспертиза, которая подтвердила производственные недостатки. Видя это, продавец стал доказывать, что трактор используется в коммерческих целях, однако таких доказательств не было. Трактор приобретался физическим лицом, оплачивался с личного банковского счета, у владельца имеется жилой дом с участком, участка трактор не покидал, на участке выполнялись ремонты, страховка на трактор оформлена в целях личного использования, жалоба продавца в налоговую инспекцию, так же не выявила признаков предпринимательской деятельности.
Суды первых двух инстанций вынесли решение в пользу потребителя, однако кассационный суд общей юрисдикции решения суда отменил, согласившись с продавцом. Такой подход видится нам крайне неправильным.
Надеемся, что в деле разберется Верховный суд РФ.