Госдума на заседании во вторник приняла в первом чтении поправки в Жилищный кодекс РФ, направленные на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) и переход на профессиональное управление ими. Документ вводит термин «управление многоквартирным домом», а также предусматривает уточнение ответственности собственников помещений, управляющих организаций, товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилкооперативов за нарушение своих обязательств и порядка создания ТСЖ в домах-новостройках.
Авторы законопроекта предлагают ввести запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ, исключая тем самым создание фиктивных товариществ без участия будущих собственников. Поправки также устанавливают процедуру предоставления инициаторам общего собрания будущих собственников информации, необходимой для организации собрания (в настоящее время такой информацией монопольно владеют только застройщики), устраняют возможность навязывания застройщиками аффилированных с ними управляющих организаций, а также уточняют процедуру передачи технической документации новой управляющей организации.
В документе уточняется порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Поскольку в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование установления органами местного самоуправления размера платы для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, предлагается поручить правительству РФ установить принципы определения размера такой платы.
Кроме того, в настоящее время существует практика отказа части управляющих организаций и товариществ собственников жилья от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. При этом такие организации нарушают требования правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных правительством страны.
Для стабилизации отношений по обеспечению коммунальными услугами и исключения нарушений системы финансирования по всей цепочке (коммунальных услуг — производство тепловой энергии, воды — приобретение для этого газа, энергии и топлива) вводятся требования, обязывающие управляющие организации, ТСЖ и собственников при непосредственном управлении многоквартирным домом заключать договоры ресурсоснабжения.
Ввводятся новые условия договора — максимальный срок действия семь лет при автоматическом пролонгировании только на один год, дополнительный ежеквартальный отчет управляющей организации о наличии (отсутствии) просроченной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, стимулирование добросовестного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также возможность внесения прямых платежей ресурсоснабжающим организациям.
Также в тексте документа совершенствуется правовое положение государственных жилищных инспекций в сфере осуществления госконтроля за использованием жилфонда, соблюдением правил содержания имущества общего пользования в МКД, качеством, объемом и порядком предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, в кодекс вводится новый раздел, касающийся саморегулирования управляющих организаций как условия обеспечения требований безопасной эксплуатации МКД, процедуры обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на земельном участке под домом и на прилегающих территориях, за состояние которых отвечают органы местного самоуправления (МС).
Уточняются обязанности органа МС по предоставлению информации о размерах платы нанимателей и применяемых тарифах. Меры, направленные на улучшение экономических отношений в сфере управления МКД, подкрепляются совершенствованием мер административного воздействия. Согласно законопроекту, для принятия решения о проведении текущего ремонта в МКД требуется принятие решения двумя третями голосов общего собрания собственников помещений.