Сотни тысяч граждан, чьи отношения в семье не вынесли проверки временем, уверены, что они друг другу посторонние люди.
Иногда чужими их называет суд и расторгает брак. Бывает, что и развести невозможно, например, родителей и детей, братьев и сестер, но эти люди в силу разных жизненных обстоятельств на десятилетия или на всю жизнь остаются родными лишь на бумаге. Сколько таких «чужих» друг другу людей в стране — неизвестно. Специальной статистики на сей счет просто не существует. Подсчитано лишь количество разводов, а разошедшихся в разные стороны родственников никогда никто не учитывал. У очень многих бывших судьба сложилась так, что вчерашние родственники продолжают проживать рядом на одной жилплощади.
Кто, как, когда и сколько должен платить за регулярно дорожающие коммунальные услуги, вопрос для такой категории граждан далеко не праздный. Не секрет, что в случае конфликтной ситуации даже обращение в суд зачастую не помогает — ну не любят наши суды решать такие вопросы. Главный суд страны, рассматривая один из подобных конфликтно-коммунальных исков, показал, как надо с законом в руках разрешать подобные споры.
Все началось с того, что жительница столичного района Бирюлево пошла в суд с иском к коммунальным службам, требуя определить ее долю в оплате жилищно-коммунальных услуг. А еще женщина попросила суд обязать Единый информационный расчетный центр сделать ей перерасчет соразмерно ее доли потребления воды, тепла и электроэнергии. То есть выдать ей на руки отдельные счета по оплате коммуналки.
Как оказалось, в одной квартире жила истица и ее родная дочь с двумя детьми, то есть с родными внуками той, что требовала отдельные счета. Женщина в заявлении написала, что живет в десятиметровой комнате, а две другие, большие по размеру, занимает ее дочь с детьми. И хотя они живут в одной трехкомнатной квартире, но давно не являются семьей, ведут раздельное хозяйство, имеют разный бюджет и разные источники дохода. Уже два года, писала женщина в суд, как ее дочь не платит за коммунальные услуги. Поэтому истица хотела оплачивать не все, на что пенсии уже не хватает, а лишь одну четверть от коммунальных счетов. А расходы в размере трех четвертей, по ее мнению, должна нести дочь.
Районный суд иск принял, рассмотрел и гражданке в ее просьбе отказал. Спустя три месяца определением судебной коллегии по гражданским делам Московского горсуда этот отказ был оставлен без изменений. Но гражданка оказалась упорной, и спустя почти год это дело дошло до Верховного суда страны. И вот там с решением нижестоящих судов более опытные судьи не согласились. Они отменили решения районного и городского судов, усмотрев в них «существенные нарушения норм материального права».
Как же аргументировал свой вердикт главный суд страны?
Районный суд, когда отказывал истице, сослался на 69-ю статью Жилищного кодекса. Он написал, что в этой статье нет указания на то, что бывший член семьи нанимателя вправе оплачивать свою долю коммунальных платежей самостоятельно. По мнению райсуда, наниматель и бывшие члены его семьи несут солидарную ответственность по оплате услуг ЖКХ. Когда районный суд выносил свое решение, то написал, что истица, заплатив полностью за все коммунальные услуги, имеет полное право потом требовать от остальных жильцов квартиры возмещения понесенных расходов. Мосгорсуд лишь согласился с таким вердиктом.
А вот Верховный суд страны подобную трактовку Жилищного кодекса не поддержал. Причем в качестве аргумента в Верховном суде указали на ту же 69-ю статью. В ней есть часть 4-я, в которой говорится, что если человек перестал считаться членом семьи нанимателя, но продолжает жить с ним на одних квадратных метрах, то за этим «сожителем» сохраняются те же права, которые есть у нанимателя и членов его семьи. Бывший родственник при этом самостоятельно отвечает по своим обязательствам, которые вытекают из договора социального найма. Именно этой нормой устанавливается самостоятельная ответственность бывшего члена семьи отвечать за все лично. Поэтому, делает вывод Верховный суд, такой человек вправе требовать от нанимателя и наймодателя, то есть от дочери и местной власти, заключения с ним отдельного соглашения. В таком документе надо прописать порядок и размер участия человека в расходах за найм и в коммунальных платежах. Предложение о заключении такого соглашения может исходить не только от бывшего члена семьи, подчеркнул Верховный суд, но и от нанимателя. Если договориться о заключении подобного договора полюбовно не выходит, то решить проблему должен суд.
Главная судебная инстанция страны подчеркнула — суды, рассматривая такие споры, вправе сами определить порядок и участие бывшего члена семьи в расходах исходя из доли общей площади, которая приходится на этого человека. А еще суды могут обязать наймодателя, то есть управляющую организацию, заключить с бывшим членом семьи отдельное соглашение и выдать ему на руки свой платежный документ. Верховный суд отменил прежние решения по этому делу и обязал районный суд пересмотреть иск гражданки заново, но с учетом собственных разъяснений.