Жильцы отсудили у поставщиков энергоресурсов компенсации за сгоревшую от перепада напряжения бытовую технику. Деньги невелики, но важен прецедент: чем больше россиян научатся защищать свои права, тем быстрее коммунальщики окажутся перед выбором — работать грамотно или разориться.
Лишь на минуту погас свет в квартире волгоградцев Андрияновых, но этого оказалось достаточно, чтобы разом вышли из строя телевизор, холодильник и кондиционер. Дело было летом, в жару, поэтому хозяевам пришлось срочно «эвакуировать» продукты в соседский холодильник. И мучиться без привычных помощников по хозяйству еще две недели.
Вызвать мастеров-ремонтников в эту изнуряющую жару оказалось делом непростым. Их график был расписан на недели вперед. Одна тысяча рублей компенсации морального вреда, которые потом супруги взыскали с энергетиков, — не слишком большая плата за мытарства пенсионеров.
— Обратиться в суд нас сразу надоумила дочь-юрист. Она разъяснила, как действовать, чтобы доказать, что поломка произошла именно из-за перепада напряжения, — говорит Роза Сергеевна Андриянова.
Дело было вечером, поэтому старики вызвали аварийную, а не дежурную бригаду, которая зафиксировала факт скачка напряжения и определила в случившемся недосмотр энергетиков за состоянием уличных проводов. Затем свое заключение дали управляющая компания и эксплуатирующая организация, обслуживающая многоэтажку. К этим справкам пенсионеры приложили счета и квитанции об оплате за ремонт техники на пять с лишним тысяч рублей и обратились с иском в мировой суд.
— У суда были все основания принять решение в пользу жильцов. Конечно, энергетики из компании «РЭС-энергосбыт» пытались свалить вину на управляющую и эксплуатирующую компании, которые, по их словам, неграмотно обслуживали дом, но никаких доказательств не предоставили, — говорит специалист комитета по защите прав потребителей волгоградской мэрии Людмила Плеханова. — В итоге суд Дзержинского района города наказал коммунальщиков на 10 тысяч рублей. Почти три тысячи им пришлось еще заплатить в бюджет Волгограда в качестве штрафа.
Аналогичную победу в суде одержала и жительница Трусовского района Астрахани Мария Болдырева. В октябре прошлого года неподалеку от ее дома коммунальщики ремонтировали электросети, меняли опоры освещения и провода. Спустя несколько дней после окончания работ в домах на двух улицах внезапно вылетели все пробки и сгорели бытовые приборы. Как выяснилось, в поломке техники виноват сильный скачок напряжения. У одинокой пенсионерки, вдовы ветерана Великой Отечественной Марии Болдыревой вышел из строя телевизор «Витязь», единственный друг, с которым она коротала вечера. Вопреки здравому смыслу, энергоснабжающая компания всячески пыталась уклониться от мирного решения конфликта и тогда дочь пенсионерки Людмила Счастливенко дошла до прокуратуры.
— Это было в самый канун Дня Победы. Мы предлагали энергетикам — сделайте вдове ветерана подарок, отремонтируйте ей к празднику телевизор, — рассказала прокурор Трусовского района Гульфара Губашева. — Но они отвечали: докажите, что виноваты мы. Мы подали иск в суд, где назначили экспертизу, которая однозначно сделала вывод, что причина критического скачка напряжения — неправильное подключение проводов. Позже монтеры-электрики признались, что вместо «минуса» подключили «плюс».
Суд назвал виновником некачественных работ филиал «МРСК-Юга»-Астраханьэнерго», хотя непосредственно ремонтом занималась подрядная организация. Энергетиков обязали отремонтировать телевизор, что они в итоге и сделали.
Председатель комитета защиты прав потребителей Южного федерального округа Юрий Гусаков возмущается:
— Удивительно, как часто виновники некачественно оказанных услуг не желают признавать очевидного. Сколько на это уходит времени, средств, нервов. В статье 1064 Гражданского кодекса РФ черным по белому написано, что вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме тем, кто этот вред причинил.
К сожалению, истории, о которых мы рассказали, не единичны. Конечно, деньги, которые люди отсуживают у монополистов-коммунальщиков, невелики. Однако если такие иски буду поступать еще чаще, глядишь, и научатся коммунальные службы работать на совесть. Как это уже произошло с предприятиями розничной торговли, которые под воздействием бдительных покупателей давно уже соблюдают закон о защите прав потребителей как «Отче наш», даже когда он вводит их в немалые убытки.
— Для этого поток судебных разбирательств должен увеличиться в разы, — говорит директор волгоградской школы жилищного просвещения Александр Козлов. — Конечно, сейчас россияне уже намного лучше знают свои права и умеют их отстаивать при разбирательствах с коммунальными службами. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем коммунальный рынок цивилизуется до нужного уровня.
Для увеличения числа готовых «воевать» с коммунальщиками россиян, считает эксперт, необходимо на федеральном уровне разработать упрощенный досудебный порядок разрешения таких важных, пусть и копеечных по стоимости споров. И дать возможность энергопоставщикам планировать свою работу на длительную перспективу.
Пока в том же Волгограде, да и во многих других городах России, компании приходят на этот рынок на год-два, а потом уходят под гнетом собственных долгов, а чаще под влиянием местных чиновников. А отсутствие перспектив вряд ли способствует выстраиванию партнерских отношений с потребителями.
Подготовлено по материалам Российской газеты от 14 декабря 2010 года №5361